среда, 27 ноября 2019 г.

Пропеллер вентилятора из пластиковой бутылки

У меня есть вентилятор от микроволновки. Использую его для разных бытовых нужд, в частности, для охлаждения аппарата точечной сварки, сделанного из трансформатора от той же микроволновки. Но недавно по недосмотру сломался пропеллер диаметром 125 мм – отлетели две лопасти. Было очень досадно.

Я сразу оставил надежду найти замену в магазине и сосредоточился на изготовлении самодельной крыльчатки. Посмотрел в интернете. Сразу понравилась идея с донышком пластиковой бутылки.

Действительно, на донышке есть пять сильно выдающихся бугров, расположенных по лучам 5-конечной звезды. Это уже наполовину готовые лопасти пропеллера. Для полной готовности надо просто вырезать лишние куски пластика.

Но прежде надо проделать отверстие под вал электродвигателя диаметром 3 мм. Если отверстие не получится, то придется считать заготовку испорченной. Тогда буду всё делать сызнова.

От тщательности выполнения осевого отверстия зависит сила биения крыльчатки при вращении. Правда, деталь настолько легкая, что ее биения не приведут к серьезным вибрациям всего вентилятора. Но может разболтаться на валу сам пропеллер.

Пробить отверстие точно по оси – задача не из легких. Если сверлить, то сверло в мягком пластике уйдет в сторону от намеченной точки.

Задача осложняется тем, что в приосевой части донышка у многих бутылок есть уродливые наплывы пластика – как результат каких-то неведомых особенностей в технологии их изготовления. Из-за этого приходится сверлить наклонную поверхность, то есть направлять сверло под углом к поверхности. Это не способствует точному выполнению задачи.

Тем временем мне повезло – в руки попалась бутылка того самого диаметра – 125 мм.

Осевое отверстие прожигал раскаленной железной проволочкой, до диаметра 2 мм. Потом несколькими сверлами довел его до нужного диаметра.

Потом насадил заготовку на вал электродвигателя и проверил, как она вращается. Если амплитуда неизбежных биений меня устроит, то перейду к следующему этапу работы.

К сожалению, хорошего отверстия не получилось. Поскольку другой такой заготовки не было, пришлось реставрировать эту. Залил эпоксидной смолой неудачное отверстие, а также всю приосевую часть донышка, чтобы устранить её неровности.

Затем к выровненной поверхности приклеил короткий отрезок пластиковой трубочки, стараясь разместить его точно на оси. И залил его смолой – с целью увеличить длину соприкосновения пластика и вала электродвигателя и, в конечном итоге, прочность.

Повторил попытку пробить осевое отверстие. При отсутствии сверлильного станка пришлось крепко поднатужиться. Но результат меня удовлетворил.

Теперь надо срезать на каждом бугре донышка одну стенку – для забора воздуха. Другая стенка будет служить лопастью. Она уже повернута под нужным углом и будет отражать поток воздуха в нужную сторону. Какую стенку удалить, какую оставить, зависит от направления вращения крыльчатки.

Лишнее вырезал по замкнутым контурам – этакие окошки – с той целью, чтобы, помимо лопастей, осталось от донышка еще и кольцо, соединяющее лопасти между собой. Это повысит жесткость крыльчатки. Как-никак толщина пластика небольшая, и дополнительная прочность не помешает.

Контуры проводил так, чтобы не было ни малейших препятствий забору воздуха. Я считаю это важным, влияющим на производительность вентилятора. С той же целью убирал всякие заусенцы.

В итоге получилась вполне приемлемая крыльчатка. Гонит воздух не хуже родной. Вот она. Контуры окошек подкрашены для пущей видимости.




Читайте также:

Комментариев нет:

Отправить комментарий