среда, 21 апреля 2021 г.

Точилка грифеля цангового карандаша

Давно мечтал о такой маленькой, но очень удобной и полезной штучке. Время от времени приходилось затачивать грифели цанговых карандашей и циркулей из старой готовальни. Затачивал абы как. И каждый раз при этом во мне оставалось глухое чувство неудовлетворённости.

Наконец я решительно поставил перед собою задачу, строго приказал себе сделать такую точилку.

Что ж, надо так надо. Как всегда, заработала голова, и вскоре туда пришла идея. Впрочем, открою маленький секрет: дизайн точилки твёрдо запомнился мне ещё со стародавних времён, когда однажды мельком она попалась мне на глаза. Та вещица была, наверное, частью цангового карандаша; её ножи были изготовлены, скорее всего, способом фрезерования. К сожалению, ни фотографического, ни иного какого изображения подобной штуки мне в сети сыскать не удалось.

На неё внешне похожа точилка от кохинуровского цангового карандаша, но ножи другого типа – пластинчатые:



Цветочные мотивы

Дизайн моей точилки навеян той стародавнею штучкою. Но как изготовить её в домашних условиях, придумал я сам и притом только что, в ходе решения поставленной задачи.

Взял отрезок стального прутка круглого сечения диаметром 5 мм, длиною 40 мм. С одного конца сделал ножовкою два продольных пропила крест-накрест длиною 15 мм. Пропилы разделили эту часть прутка на четыре лепестка. На каждом лепестке на пересечении пропилов образовалась режущая кромка.

Поверхности пропилов, сделанных ножовкою, очень неровные. Режущие кромки как линии пересечения этих поверхностей тоже очень неровные. Можно, конечно, оставить это как есть. Но тогда заточка грифеля каждый раз по-прежнему будет оставлять во мне глухое чувство неудовлетворённости.

Эти поверхности, конечно, лучше выровнять, дабы не огорчать себя. Выровнять каким-нибудь подходящим инструментом, например, бормашиной с абразивным мини-диском.

Следующий этап работы я назвал несколько поэтично, на китайский манер, а именно: «распускание цветка». Пучок лепестков чуть выше их основания обжал так, чтобы они тесно прижались друг к другу. Затем конец каждого лепестка слегка отогнул в сторону от оси прутка. При этом основания лепестков по-прежнему тесно соприкасались.

В результате лепестки вытянулись вдоль образующих конуса. Композиция приняла вид распускающегося цветка:




А точилка, по существу-то, уже и готова. Чтобы заточить грифель, достаточно вставить его в «конус цветка» и покрутить вокруг оси. Режущие кромки, вытянутые вдоль образующих конуса, придадут кончику грифеля нужную, коническую форму. Хвостовик вещицы можно укоротить до удобного для работы размера.

Точилку осталось только отшлифовать, отполировать, позолотить, присвоить инвентарный номер и занести в главный реестр.

Читайте также:

Комментариев нет:

Отправить комментарий