понедельник, 28 января 2019 г.

Пуск электромотора ЗАСМ-50

Мне всерьез приглянулся этот моторчик. Такой маленький, миленький, тяжеленький, компактенький. Не хватает только розовенького бантика, чтобы любоваться им беззаботно.

Однако долг зовет – пора заняться делом.

В этой пыльной всемирной паутине ЗАСМ-50 мне почему-то не встретился, лишь упоминание о нем в заводской документации и – во множестве – его близнецы – АСМ-50, с близкими тактико-техническими данными. Наверное, мой – раритет; год его выпуска – 1960.

Согласно заводской документации, асинхронные электродвигатели серии АСМ предназначены для работы в схемах автоматического управления и регулирования. Они могут использоваться и в качестве силовых, как в моем случае.

Электромотор двухфазный. Питание – переменный ток напряжением 110 вольт. 1300 об/мин. Диаметр вала 4 мм. Габариты 75 х 65 х 60 мм.

На самом моторе выбито непонятное – «0,67 Вт». Заводская документация дает некоторое пояснение – это мощность на валу. Надо понимать так, что это не мощность всего двигателя.

По моим личным сравнительным ощущениям, значение его мощности лежит в промежутке от 5 до 10 ватт. Он кажется немного слабее 10-ваттного ДКВ-10-2-У4, подробно описанного здесь. Согласно той же документации, сила потребляемого им тока 0,095 А. При напряжении 110 В получим ровно: 110 В * 0,095 А = 10 Вт. Это меня устраивает.

У двигателя две одинаковые обмотки. Одну из них я подключу к источнику питания напрямую, другую – через конденсатор. От места включения последнего зависит направление вращения ротора.





На концах первой обмотки электрическое напряжение всегда будет равно 110 вольт – в силу прямого подключения. На концах второй обмотки должно быть примерно такое же напряжение – для нормальной работы мотора. Оно зависит от емкости конденсатора.

Конденсатор я подбирал методом проб. В итоге выявилась такая зависимость:




Откуда видно, что чем больше емкость, тем выше напряжение, и что желаемые 110 вольт обеспечиваются емкостью примерно 1,2 мкФ. Руководствуясь этими данными, собрал и подключил небольшую батарею конденсаторов, и теперь мой моторчик работает не абы как, а по теории. Всё это жестко закрепил на доске.

Чтобы быстро заставить ротор вращаться в нужную сторону, я сделал разрывы в точках А и Б цепи. Меняя концы А и Б местами, могу теперь легко отключать конденсатор(ы) от одной обмотки и подключать к другой. И ротор начинает вращаться в обратном направлении. В «железе» это решение воплощено просто – в виде пары вилка – розетка.

Теперь не только бесцельно и праздно любуюсь железкой, но и с немалою практической пользою применяю её для всевозможных неотложных работ. Сверлю мелкими сверлами, затачиваю всякую мелочь и те же сверла, вытачиваю мелкие деревянные изделия. Да мало ли чего еще.

Читайте также:

1 комментарий: